«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Гдз по истории 10 класс загладин история россии и мира таблицы: Проблемы периодизации всемирной истории

Проблемы периодизации всемирной истории



1. Какие подходы к периодизации всемирной истории существовали в исторической науке? Приведите примеры.

Исторический процесс ещё в XIX веке стали делить на стадии. Ж. Кондорсе и Л. Морган делили его в зависимости от занятий населения и наличия государства. Получилось 3 стадии:

— дикость (общество первобытных народов и собирателей),

— варварство (догосударственные общины земледельцев и скотоводов)

— цивилизация (общество вступает в данную стадию с появлением у него государственности).

Формационная марксистская теория делит исторический процесс на так называемые формации, для каждой из которых характерны свои производственные отношения и свои классы:

— первобытно-общинную,

— рабовладельческую,

— феодальную,

— капиталистическую,

— коммунистическую.

2. Объясните, почему любая периодизация исторического процесса условна. При каких изменениях в общественном развитии правомерно говорить о наступлении нового этапа мировой истории?

Прежде всего, периодизация история зависит от господствующей в данный момент концепции относительно движущих сил в истории. При смене господствующей концепции почти наверняка должна смениться и периодизация, и в этом её условность. Кроме того, смена исторических эпох – это всегда сложный процесс, приводящие к этой смене изменения происходят не мгновенно, а растянуты во времени, в то время как исторические периоды имеют чёткие границы. Это также является причиной условности любой периодизации истории.

Говорить о начале нового этапа мировой истории можно при значительных изменениях в форм хозяйственной деятельности и отношений собственности, которые сопровождаются значительными политическими потрясениями и глубокими переменами в духовной культуре.

3. Заполните таблицу.

4. Объясните, почему периодизация Новейшего времени относится к числу спорных проблем. Какие перемены в мировом общественном развитии можно связывать с наступлением нового этапа?

Вопрос о периодизации Новейшего времени тесно связан с концепцией исторического развития. Для одних историков это наступление коммунистической формации; для таких Новейшее время началось в 1917 году с Великой Октябрьской социалистической революции в России. Для других это формирование и существование современного общества; для таких оно началось в 1914 году с Первой мировой войны, до основание потрясшей общество, сформированное в XIX веке.

5. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщения о мыслителях, предлагавших собственные теории исторического развития, и их взглядах.

Лев Николаевич Гумелёв (1912-1992) был историком, этнологом, археологом, востоковедом, писателем и переводчиком. Это сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. Из-за своего происхождения, а также и из-за собственных взглядов стал одной из жертв сталинских репрессий: 4 раза подвергался аресту, дважды отбывал длительные сроки в лагерях.

Лев Гумелёв создал собственную теорию. Она относиться к числу цивилизационных, то есть он выделил ряд стадий, которые проходит каждая цивилизация (вернее, в данной теории каждый народ). В соответствии с теорией Гумелёва движущий силой смены этих стадий является разная степень так называемой пассионарности народа. Пассионарностью он называл непреодолимое внутренне стремление к деятельности, направленное на осуществление каких-либо целей.

По мнению Л. Гумелёва на разных фазах развития у народа разная степень пассионарности.

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, быть самими собой не подчиняться общим установлениям, считаться только с собственной природой. Постепенно пассионарный заряд сокращается.

Вторая – фаза надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии. Этнос начинает жить «по инерции» благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу можно назвать «инерционной». Наступает фаза, при которой процессы распада в этносоциальной системе становится необратимым.

Последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции.

Теория Л. Гумелёва не признана большинством историков, однако продолжает сохранять свою притягательность.

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм



1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.

Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

Политика просвещённого абсолютизма

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.

Россия повторяет свою жестокую историю на Украине

Президент России Владимир Путин неоднократно ссылался на Вторую мировую войну, оправдывая вторжение в соседнюю Украину, которое он начал 10 недель назад. Для российского общества победа Советского Союза над Германией в 1945 году остается источником огромной гордости. Намеки Путина на это событие помогли ему укрепить общественную поддержку его последней войны. Он утверждал, например, что Украиной правят нацисты и что солдаты российской армии стремятся «денацифицировать» Украину и защищать российскую родину от гнусных внешних сил.

Утверждения Путина о нацистах в Киеве беспочвенны, но есть поразительные аналогии между действиями Красной Армии СССР во время Второй мировой войны и действиями российской армии в настоящее время против Украины. Эти аналогии не только не отражают положительно ни Красную Армию, ни сегодняшнюю российскую армию, но подчеркивают глубоко аморальный характер войны России на Украине.  

Агрессия и сопротивление

Вторая мировая война началась для СССР 19 сентября39 года, когда Красная Армия вошла в восточную Польшу и стремилась свергнуть правительство и расчленить страну в сговоре с нацистской Германией, оккупировавшей западную Польшу. Вскоре после этого советские войска вошли в Финляндию, стремясь захватить ее. И в Польше, и в Финляндии Красная Армия встретила ожесточенное сопротивление.

Аналогичная картина наблюдалась в войне России против Украины, которая началась в конце февраля, когда российская армия двинулась с нескольких направлений и стремилась свергнуть правительство и расчленить страну. Сопротивление на Украине вторжению российской армии в 2022 году было столь же ожесточенным, как и вооруженное сопротивление, с которым Красная Армия столкнулась в 1919 году.39, когда он вторгся в Польшу и Финляндию.

35-летняя Анна Шевченко поливает несколько уцелевших цветов в саду своего дома в Ирпене под Киевом во вторник, 3 мая 2022 года. «Это новая жизнь», — сказала она. Дом был почти полностью разрушен бомбежкой в ​​конце марта во время российского вторжения в Украину.

AP Photo/Emilio Morenatti

Беспричинная жестокость по отношению к гражданскому населению

Красная Армия участвовала в безудержных зверствах и массовых убийствах во время оккупации восточной Польши, Финляндии и других стран Восточной Европы в 1919 г.39-1941, а советские войска также вели себя с повальной жестокостью по отношению к гражданскому населению во время зачисток Восточной Европы в 1944-1945 годах.

Сцены сегодняшнего дня из Бучи, Мариуполя, Харькова и других городов Украины показывают, что российские солдаты за последние 10 недель творили зверства и расправы над гражданским населением Украины. Путин награждает почетными медалями подразделения российской армии, замешанные в чудовищных злоупотреблениях, точно так же, как советские лидеры поступили с частями Красной Армии во время Второй мировой войны.

Изнасилование как средство ведения войны

Советские солдаты были известны тем, что насиловали женщин на территориях, которые они оккупировали во время и сразу после Второй мировой войны. Когда Иосиф Сталин узнал, что его солдаты занимаются массовыми изнасилованиями на оккупированных территориях, он отнесся к этому легкомысленно, заявив, что они просто «немного развлекались».

В Украине за последние несколько недель российские солдаты заработали аналогичную репутацию, участвуя в массовых изнасилованиях, и лидеры в Кремле снова относятся к этой практике с невозмутимостью и не предпринимают никаких усилий для ее пресечения. Когда пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова спросили о преступлениях на сексуальной почве, совершенных российскими военнослужащими в Буче, он ответил, что обвинения были простой «ложью» и «выдумками».

Солдаты как пушечное мясо

На протяжении всей Второй мировой войны Сталин почти не заботился о жизнях своих солдат. Во время битвы за Киев в конце лета 1941 года советские военачальники умоляли Сталина отдать приказ о стратегическом отступлении. Сталин отклонил их просьбы и потребовал, чтобы они остались на своих должностях. Немецкие части вермахта, окружившие части Красной Армии, подошли и уничтожили несколько сотен тысяч человек. Несмотря на эту ужасающую и ненужную гибель людей, Сталин продолжал вести войну, не уделяя особого внимания спасению жизней своих солдат.

Точно так же в конце февраля и марте 2022 года, когда российских солдат отправили в Украину, им не сказали, что они входят в зону боевых действий. Они думали, что их подразделения просто участвуют в учениях, и были потрясены, оказавшись под смертоносным огнем грозного противника. В результате высокий уровень потерь среди российских войск — уже намного превышающий число советских солдат, погибших за девять лет боев в Афганистане в 1980-х годах — является одной из причин столь низкого морального духа российских солдат. Перед войной Путин неоднократно заявлял, что никаких призывников в Украину посылать не будут, но на самом деле многие срочники были отправлены в Украину с самого начала, став пушечным мясом.

Пленные российские солдаты отвечают на вопросы СМИ на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс» в Киеве, Украина, 5 марта 2022 г.

Фото АП/Ефрем Лукацкий а Германия в 1943-1945 годах разобрала и забрала с собой почти все ценное, что смогла найти. Грабежи временами становились настолько бешеными, что не позволяли Красной Армии выполнять некоторые из своих задач. Захват военных трофеев советскими войсками часто был хаотичным, но при попустительстве советских военачальников. Когда бои подходили к концу в 1945 года советские лидеры приняли официальную программу массовых грабежей, которую они назвали репарациями.

В 2022 году вторжение России в Украину снова привело к массовым грабежам. Даже российские солдаты, которые сожалеют о том, что их отправили в Украину, воспользовались возможностью вывезти телевизоры, стиральные машины, компьютеры, игровые порталы, микроволновые печи, одежду и другие товары, в том числе и сомнительной ценности.

Добавить комментарий