«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

Гдз по английскому языку 10 класс учебник гроза: ГДЗ решебник Английский язык за 10 класс Гроза, Дворецкая, Казырбаева (Учебник) «Титул»

Тест по литературе 10 класс по пьесе А.Н. Островского Гроза с ответами

Тестовые задания по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. К какому жанру литературы относится пьеса А.Н. Островского «Гроза»?

А) Трагедия

+ Б) Драма

В) Комедия

Г) Роман

2. Какой тип проблематики определяет особенность пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

А) Национальный

Б) Авантюрный

+В) Идейно-нравственный

Г) Философский

3. Как звали Кабаниху?

+ А) Марфа Игнатьевна

Б) Мария Ивановна

В) Марфа Кирилловна

Г) Анастасия Павловна

4. Какие описания подходят образу Кабановой?

А) Спокойная, уравновешенная, рассудительная

Б) Истеричная, неуравновешенная, скандальная

+ В) Грубая, деспотичная, невежественная

Г) Молчаливая, задумчивая, необщительная

5. Чьим племянником был Борис?

А) Кабановой

+ Б) Дикого

В) Кулигина

Г) Шапкина

6. Кто из критиков назвал Катерину «Луч солнца в тёмном царстве»?

+ А) А.Н. Добролюбов

Б) В.Г. Белинский

В) Н.Г. Чернышевский

Г) Д.И. Писарев

7. Какую основную проблему поднял А.Н. Островский в своей пьесе?

А) Проблему бедности и богатства

Б) Проблему воспитания и образования

+ В) Проблему отцов и детей

Г) Проблему «маленького человека

8. Как относилась Катерина к своему мужу?

А) Очень любила, просто поддалась порыву новых чувств

+ Б) Уважала его и жалела, но вышла замуж не по любви

В) Любила в начале отношений, со временем чувства исчезли

Г) Всегда презирала, вышла замуж назло другому

9. Какое событие является кульминацией произведения?

А) Первое свидание Катерины с Борисом

Б) Измена Катерины

В) Самоубийство Катерины

+ Г) Признание Катерины мужу и Кабанихе о своём грехе

тест 10. Как относятся жители Калинова к такому природному явлению, как гроза?

А) Никто не обращает на неё внимания

+ Б) Вызывает дикий ужас, потому что послана свыше в виде наказания

В) Боятся наводнения после дождя

Г) Радуются будущему дождю после долгой засухи

11. Как относилась Кабанова к своей невестке?

А) Недолюбливала, но не лезла в семейную жизнь своего сына

Б) Любила как дочь родную

В) Часто ссорились, но ценила её мнение

+Г) Унижала, оскорбляла, всячески издевалась над ней

12. Кто из жителей города Калинова не боялся грозы?

А) Тихон

+ Б) Кулигин

В) Борис

Г) Шапкин

13. Кем являлась молодая девушка Варвара?

А) девка в доме Кабановых

Б) дочь Дикого

В) сестра Бориса

Г) сестра Тихона, дочь Кабанихи

14. Какая река протекает возле города Калинова?

+ А) Волга

Б) Обь

В) Енисей

Г) Лена

15. Как Тихон Кабанов относился к своей матери?

А) Мало общался, не был согласен с её жизненными принципами

Б) Часто ссорился, потому что не желал мириться с её порядками

В) Любил, но жил самостоятельно

+ Г) Слушался её во всём, боялся перечить

16. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

А) Дикому

Б) Тихону

+ В) Кабанихе

Г) Борису

17. Какой вопрос беспокоил Катерину?

А) Почему не все женятся по любви

+ Б) Почему люди не летают как птицы

В) Как ей разбогатеть

Г) Почему человек не может быть всегда счастливым

18. О чём мечтал Кулигин?

+А) Изобрести вечный двигатель

Б) Жениться на Катерине

В) Расширить своё хозяйство

Г) Уехать из Калинова

19. Почему Катерина решила покончить жизнь самоубийством?

А) Не смогла жить без Бориса

Б) Было очень стыдно перед Тихоном

+ В) Не могла простить сама себя

Г) Не выдержала издёвок свекрови

тест-20. Главная тема пьесы А.Н. Островского «Гроза»:

+ А) Тема семьи и брака

Б) Тема воспитания нового дворянства

В) Тема продажности человеческой натуры

Г) Тема взаимосвязи человека и природы

21. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»?

А) Кабановой

Б) Борису

В) Варваре

+ Г) Катерине

22. Борис во всём слушался и повиновался своему дяде Дикому, потому что:

А) Любил его и уважал

Б) Считал лучшим примером для подражания

+ В) Зависел от него материально

Г) Не хотел расстраивать дядюшку

23. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего»?

А) Катерине

+ Б) Кабанихе

В) Дикому

Г) Борису

24. Кто был возлюбленным Варвары?

+ А) Кудряш

Б) Борис

В) Шапкин

Г) Кулигин

25. Какое наказание для Катерины за измену предложила сыну Кабаниха?

А) Закрыть в подвале

Б) Оставить на неделю без еды

В) Выпороть

+ Г) Живую в землю закопать

26. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся»?

А) Кабановой

+ Б) Дикому

В) Кулигину

Г) Тихону

27. К чему приводит женская красота со слов барыни?

А) к венчанию

Б) к неразделённой любви

В) к одиночеству

+ Г) к погибели

28. Как закончилась последняя встреча Катерины с Борисом?

+ А) Борис оставляет Катерину одну и уезжает, моля бога, чтоб она умерла поскорее

Б) Обещает забрать со временем Катерину к себе в Сибирь

В) Отказывается ехать в Сибирь, несмотря на то, что дядя оставит его без денег

Г) Борис обещает заработать денег и вернуться в Калиново

29. О чём жалеет в конце пьесы муж Катерины Тихон?

А) О том, что его возлюбленная погибла

Б) О том, что поздно нашёл Катерину

+ В) Себя, потому что он остался жить на свете и мучиться

Г) О том, что не смог повлиять на свою матушку

тест_30. Чем оканчивается пьеса А.Н. Островского «Гроза»?

А) Венчанием Варвары и Кудряша

+ Б) Погибелью Катерины

В) Возвращением Бориса

Г) Примирением Катерины и Тихона

функции, особенности, различия — Российский учебник

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзы Противительные союзы Разделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. а, но, да (в значении но), зато и др. или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (

когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы
и др.
Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь Подчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (
и, а, но, да
и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др.
Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет…
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения:
одновременность и последовательность.
В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзы
Союзные слова
Простые Составные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

  • Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
  • Запишите, указывая, в каком падеже употреблено относительное местоимение (союзное слово) в придаточном предложении (упражнение 93 на с. 67).
  • Спишите, расставляя недостающие запятые. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов. Подчеркните союзные слова как члены предложения (упражнение 98 на с.
  • Добавить комментарий