«Детская школа искусств» Мошенского муниципального района

История 4 параграф – ГДЗ § 4 параграф история 7 класс А. Я. Юдовская, П. А. Баранов

ГДЗ § 4 параграф история 7 класс А. Я. Юдовская, П. А. Баранов

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык

gdz.ru

ГДЗ 4 параграф история 6 класс История России Баранов П.А., Ермолаева Л.К.

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

gdz.ru

ГДЗ Всеобщая история за 6 класс Данилов, Сизова Школа 2100

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 класс

      gdz.ru

      ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 4

      Параграф 4. ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть

      ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ

      Вопросы в тексте

      Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры не только среди историков?

      История происхождения Руси как государственного образования основывается на противоречивых летописных данных. Археологические раскопки с одной стороны подтверждают норманнскую теорию возникновения Руси, но с другой стороны не могут опровергнуть антинорманнскую теорию. К тому же в свое время обе эти теории были слишком политизированы. Некоторые сторонники норманнской теории использовали её для обоснования отсталости славян, их неготовности организовать собственное государство, а исторически доказывали подчиненное положение славян по отношению к более «цивилизованным» народам. В Советский период тезис о том, что государство не может быть навязано извне, стал государственной идеологической установкой для историков в доказательстве славянского происхождения народа «русь». Все старались использовать исторические данные в далеко не научных целях. До сих пор по вопросу происхождения Руси продолжаются споры.

      Кто такие норманны? На какие страны Европы они совершали набеги?

      Норманнами назывались жители Скандинавии. Они совершали военные набеги на прибрежные территории Балтийского моря. Также внесли большой вклад в развитие многих народов современной Европы. Так, следы присутствия норманнов зафиксированы во Франции (где Нормандией названа одна из провинций), а на Ладожском озере найдены археологические следы поселений с бытовой и военной культурой, похожей на скандинавскую.

      Вопросы к тексту параграфа

      Что рассказывается в «Повести временных лет» о начале Руси?

      В «Повести временных лет» рассказывается о происхождении славян, о призвании на княжество одного из вождей варягов-русь, об истории становления Древнерусского государства – Руси.

      В каком историческом источнике содержатся первые датированные сведения о народе рос (русь)? О чём говорится в этом источнике?

      Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Вертинских анналов», которые велись в одном из монастырей Франкской империи. В ней говорится о посольстве народа рос ко двору императора Людовика Благочестивого.

      О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?

      Находки археологов в Ладоге и Новгороде свидетельствуют о присутствии «пришельцев из-за моря» в VIII-IX веках на северных территориях восточных славян. Некоторые историки считают этих «пришельцев из-за моря» скандинавами, но это утверждение не имеет достаточного обоснования, поскольку найденные предметы быта и оружие было распространено на многих прибалтийских землях. Археологические находки, сделанные в XX веке в Пскове, Новгороде, Русе, Ладоге и т. д., свидетельствуют об очень тесной связи населения севера Древней Руси не только со Скандинавией, но и со славянским южным берегом Балтики — с поморскими и полабскими славянами.

      Назовите главное расхождение норманнской и антинорманнской теорий.

      Главным расхождением норманнской и антинорманнской теорий является оценка происхождения варягов-русов, которых ильменские словени и племена чуди призвали княжить в Новгород. Норманисты считают Рюрика и его дружину скандинавами из племени свеев (шведов), а антинорманисты причисляют варягов-русов к славянским племенам, населявшим в то время южное побережье Балтийского моря.

      Почему династию правителей Руси называли Рюриковичами?

      Потому что севший на княжение в Новгороде предводитель варягов-русов был Рюрик. Он положил начало династии князей на Руси.

      Какие из перечисленных в параграфе документов были написаны на русском, а какие на других языках?

      «Повесть временных лет» написана монахом Нестером в начале XII века на славянском языке (он сильно отличается от современного русского языка). Все остальные документы – на других языках.

      Работаем с картой

      1. Покажите на карте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород.

      Выполним задание к контурной карте в рабочей тетради на странице 20.

      • Скандинавия — большой полуостров, расположенный на севере Европы (закрашенофиолетовым цветом).
      • Остров Рюген — расположен у берегов современной Германии (небольшой остров жёлтого цвета).
      • Ладога — город на берегу Ладожского озера.
      • Новгород — город, расположенный чуть ниже от Ладоги по течению реки Волхов.

      2. Найдите на карте реки, по которым шла торговля из древнейших русских центров.

      Рассмотрим карту на странице 7 атласа.

      • Важнейшие торговые пути, по которым шла торговля из древнейших русских центров обозначены на этой карте коричневыми линиями.
      • Самый знаменитый торговый путь назывался «Из варяг в греки» (отмечен толстой красной линией). Он проходил по рекам: Волхов (1), Ловать (2) и Днепр (3).
      • Также торговля велась по рекам: Нева (4), Свирь (5), Волга (6), Западная Двина (7).

       

      Думаем, сравниваем, размышляем

      Выскажите своё мнение по поводу спора норманнистов и антинорманнистов. Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным.

      Я считаю, что есть достаточные основания считать варягов, пришедших править в Новгород с южного побережья Балтики, русами. Их нельзя однозначно считать скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни.

      Применимость названий русы, руги, рутены, руяны к одному и тому же племени доказывается во многих исторических документах. История происхождения племени ругов позволяет с большой долей вероятности причислять их к одному из племен венетов (именно этим именем впоследствии называли все древние славянские племена, хотя сами венеты пришли в Европу из Малой Азии после падения Трои и смешались с местными славянскими племенами, привнеся новшества в культуру, верования и традиции). Однако многие историки считают ругов восточногерманским племенем.

      Нельзя отрицать, что хотя русы и говорили на одном языке со славянами, о чем прямо говорится в «Повести временных лет», этот язык они переняли в результате соседского проживания и смешения со славянами. Историк Лев Гумилев склонен относить ругов, скорее к германским племенам — действительно большое влияние на культуру и традиции будущих русов оказали германские и скандинавские племена. Русы сильно отличались от славян в исторических документах византийских и арабских авторов. Если славяне описывались как миролюбивый народ, то русам приписывалась воинственность, иногда их даже называли разбойниками. При этом наличие наемных отрядов русов отмечается практически во всех армиях древней Европы, потому что они были храбры, сильны и отлично умели воевать.

      Существует множество документов, в которых упоминаются руги (русы), описывается территория их расселения – южный берег Балтийского моря, представляются свидетельства миграции ругов во время Великого переселения племен и основание (правда ненадолго) государственного образования Ругенланд на территории современной восточной Австрии и Венгрии, которое в то время было провинцией Норик в Римской империи. Нестор в «Повести временных лет» так же выражал уверенность о родине русов в Норике. К тому же эта территория соседствует с признанной многими учеными теории происхождения славян в районе Дуная. По некоторым версиям отсюда племя русов, как одно из племен славянских полян мигрировало в район среднего течения Днепра и его притока – реки Рось.

      Используя Интернет и дополнительную литературу, найдите и запишите в тетради основные версии по вопросу о происхождении слова «русь».

      По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века, слово «русь» по мнению Гедеонова пошло от названия этого племени и каганата. Существует версия, что «русь» — это надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат.

      Возможные вопросы на уроке

      Почему вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным?

      Вопрос о происхождении Руси до сих пор считается дискуссионным потому, что имеется недостаточно источников для однозначного обоснования той или иной гипотезы. А имеющиеся письменные источники противоречивы. Кроме того, разные позиции в вопросе о происхождении Руси долгое время служили не в научных, а в политических целях. Сегодня все больше ученых склоняются к выводу о том, что нужно говорить о влиянии нескольких культур на процесс образования Руси.

      Как мы можем выяснить истоки происхождения народа «русь»? С помощью каких источников?

      Происхождение народа русь можно выяснить только путем сопоставления различных летописных источников и археологических находок, которых все-равно недостаточно для однозначного определения истоков происхождения народа «русь».

      Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?

      В «Повести временных лет» слово «русь» используется автором несколько раз, и каждый раз в разном контексте. Первое упоминание в летописи о народе «русь» в самом начале повествования при перечислении  народов пошедших от Иафетова колена. Автор ставит «русь» в один ряд с другими народами, как отдельный народ. При этом автор противопоставляет народ «русь» и славянам, и скандинавам, и угро-финнам. В последующих упоминаниях слово «русь» можно трактовать как определенную территорию (северная земля и земли полян и древлян) и военно-торговое дружинное сословие в славянских племенах («русь подняла весла», в смысле — дружина).

      Что говорят о народе русь иностранные авторы?

      Готский историк Иордан упоминает народ рус или рос, который жил в Причерноморье и досаждал соседей грабежами. Арабский писатель Ибн Хордадбег сообщает о русских купцах-славянах, приезжающих на восток. А в «Бертинских анналах» говорится о народе рос, которыми правит каган, и которые на самом деле свеи (шведы).

      К каким выводам вы пришли?

      1. Мы видим, что существуют несколько версий происхождения народа «русь». Первая – это славянское или восточногерманское племя, обитавшее на южном берегу Балтики. Вторая – это племена славян, которые пришли с Дуная в среднее Поднепровье и Причерноморье и основали Русский каганат, а впоследствии и Киев. Третья – это скандинавы. Полагаю, что эти версии могут иметь право на существование, сомнение вызывает только версия о скандинавском происхождении народа «русь», поскольку она основывается на домыслах автора «Бертинских анналов», хотя и косвенно подтверждает существование «руси» на острове Руген.
      2. Народ «русь» и славяне, скорее всего, либо родственные народы, либо длительное время существовавшие в соседстве. Их взаимоотношения, возможно, были взаимовыгодными. Это объясняет информацию о том, что сами русины не пахали и не сеяли, их обеспечивали славяне, т.е. платили дань. Вероятно, что за это «русь» осуществляла защиту и вела военные действия от имени этого союза. Этот симбиоз объясняет также упоминание существования народа с похожим названием на Днепре и Причерноморье.
      3. На народ «русь» большое влияние оказала и славянская, и германская, и скандинавская культура. Этим может объясняться путаница в их идентификации.
      4. В истории Древней Руси понятие «русь», скорее всего, изменило свое значение от названия племени или союза племен до именования военно-торгового сословия, а впоследствии и названия государства.

      Когда и каким образом варяги пришли на княжение в славянские земли?

      В «Повести временных лет» говорится о том, что народ варягов-русь пришёл в Новгородскую землю по приглашению славянских и финно-угорских племен, которые ссорились между собой и в 862 году решили призвать варягов, чтобы они установили им справедливое правление.

      Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?

      Поселения пришельцев из-за моря появляются в землях восточных славян в VIII-IX веке.

      Где располагались эти поселения?

      Они располагались в районе Ладожского озера, а также около Новгорода.

      Когда и где появился Новгород?

      Новгород расположен на Приильменской низменности, на реке Волхов. Официальной датой возникновения Новгорода принято считать 859 год.

      К какому выводу пришли многие археологи?

      Многие археологи пришли к выводу, что пришельцами из-за моря были норманнами. Однако данное утверждение не может быть однозначным, поскольку найденное оружие, глиняная посуда, строения и предметы быта применялись и на южном побережье Балтийского моря, где обитали славянские племена.

      Каковы были главные занятия норманнов?

      Главными занятиями варягов и норманнов были война и торговля.

      Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?

      По мнению академика Б.А.Рыбакова варяги приезжали на территорию ильменских словен не воевать, а торговать. Он объясняет это тем, что тактика нападения варяжских дружин славилась внезапностью.  Для того, чтобы напасть на восточных славян, варягам нужно было войти в Финский залив, где их флотилия просматривалась с берега, а затем пройти несколько сотен километров по рекам и озерам против течения Невы, Волхова и Ловати. На всем этом пути ладьи могли простреливаться с берегов. Кроме того, чтобы добраться до богатых владений полян, северян, древлян варягам пришлось бы перетаскивать свои корабли по суху из одного водоема в другой, при этом они сами становились беззащитными перед нападением. Фактор внезапности не мог играть главную роль.

      Подводим итоги

      Кто такие варяги?

      Варяги — группа в составе населения Древней Руси, носящая этнический, профессиональный, либо социальный характер, который вызывает многочисленные дискуссии. К варягам часто относят выходцев из Скандинавии — викингов и их обрусевших потомков, бывших наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве. По другой версии, варягами были славянские или восточногерманские народы южного побережья Балтийского моря. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» связывает с племенем варягов-русь появление государства Русь.

      Какова роль варягов в создании Древнерусского государства?

      Археологические источники говорят, что в IX веке на северных территориях Руси отмечается присутствие представителей южнобалтийских народов. Это подтверждается в «Повести временных лет» монаха Нестора, который рассказал о призвании варяг племени русов на княжение в Новгород. Именно с этого момента отмечается движение русов с севера на юг и объединение славянских племен в Древнерусское государство.

      Домашнее задание

      Написать эссе о происхождении слова «русь».

      Однозначно сказать, откуда пошло слово «русь» нельзя, потому что нет достаточного количества исторических источников, подтверждающих ту или иную версию. По одной из версий, слово «русь» имеет скандинавское происхождение, похожим словом жители Финляндии называли людей, плавающих на лодках с несколькими рядами гребцов. По другой – название «русь» связано с островом Рюген, оплотом племени русов. Популярно было и мнение, что слово «русь» пошло от названия реки Рось, возле Киева. Также есть гипотеза, выдвинутая историком С.А.Гедеоновым, который утверждал о достаточности и неопровержимости фактов существования Русского каганата по соседству с Хазарским каганатом в середине IX века. Слово «русь», по мнению Гедеонова, пошло от названия этого племени и каганата.

      Так или иначе, слово «русь» несколько раз изменялось, прежде чем пришло к своему окончательному виду. На мой взгляд, наиболее вероятной можно считать версию происхождения слова «русь» от названия племени. Таким образом, можно проследить изменения слова «русь» в череде долгих веков до других его вариаций «руг», «руже», «рузи», «рос», «рош» и значений: «красный», «рыжий», «светлый», «русый», «красивый».

      history-gdz.ru

      Всемирная История 5 класс 4 параграф

      2.

      На прошлом уроке вы изучали тему «Люди каменного века». Итак, давайте с вами вспомним:

      1. Когда появился «Человек умелый»? Чем он отличался от человекообразной обезьяны? (>2 млн. лет; создавал первые орудия труда)

      2. Когда появился человек прямоходящий? почему его так назвали? (1,5 млн. лет)

      3. Как назывался коллектив древнейших людей? (первобытное человеческое стадо)

      4. Когда появились неандертальцы и с чем связано их название?

      5. Какие особенности были у неандертальцев по сравнению с предшественниками?

      Таким образом, в истории древнейших людей важным этапом было становление прямой походки и развитие человеческого мозга. Возникновение речи и мышления, умение изготовлять орудия труда стали важнейшими отличиями древнейшего человека от животных.

      Учащиеся отвечают на вопросы

      Трудовая деятельность человечества началась очень давно. Но потребовались миллионы лет, чтобы усовершенствовать орудия труда. Сначала древние люди научились изготавливать палки-копалки и дубины, затем заостренные камни – ручные рубила.

      Постепенно люди овладели обработкой кости и рога, и смогли изготавливать новые орудия труда – скребки, копья и гарпуны. «Скажите, что такое гарпун?» (копье, которое бросают в животное при охоте).

      Чтобы уберечься от непогоды и хищников, первобытные люди стали создавать жилища. Зачастую это были пещеры. «Но везде ли были пещеры?». Поэтому люди сооружали землянки и шалаши из жердей, костей и шкур животных.

      Укрощение огня.

      Важным явлением жизни древних людей стало использование огня. Давайте вместе прочитаем об этом. В жилищах горел костер, который согревал ночами, защищал от зверей и позволял готовить пищу. Испеченное в углях мясо было полезнее и вкуснее. Человек стал получать больше энергии от пищи и он развивался, становился сильнее и умнее.

      Сразу ли умел человек самостоятельно добывать огонь?(нет, он собирал его на пожарищах)

      Спустя тысячи лет человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал сухую траву.

      Таким образом, труд человека и овладение огнем выделило его из ряда животных. Все это происходило в каменном веке. Запишите в тетради — Длился каменный век более 2 миллионов лет.

      2.Похолодание

      Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными. Северная часть Европы, Азии и Америки покрылась ледником – огромной многометровой толщей льда (Запишите это понятие в тетради). Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. Но человек выжил, потому что к тому времени он овладел огнем, научился шить одежду и строить жилища.

      (Продолжает другой ученик)В холодном и суровом климате важнейшим занятием для людей стала охота на диких животных. Люди охотились на диких лошадей, оленей и бизонов, пещерных медведей. Особенно желанной добычей был мамонт – огромный слон, покрытый шерстью, с сильно изогнутыми бивнями (Запишите это понятие в тетради). Первобытные охотники придумали загонную охоту (Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 12). С помощью огня они загоняли крупных и тяжелых животных в ямы-ловушки или в болото, овраг – любое место, откуда им было трудно выбраться. Основным орудием охоты было деревянное копье. Со временем его усовершенствовали, привязав к древку острый каменный наконечник. Часто в схватках со зверями люди погибали сами или погибали от голода в долгих поисках пищи.

      Таким образом, чтобы выжить, уцелеть и оставить после себя потомство, первобытный человек преодолел огромные трудности. Его спасло то, что он не только приспосабливался к окружающей природе, но и взялся активно ее осваивать.

      Объяснение учителя. Ученики отвечают на вопросы.

      Работа с учебником. Комментированное чтение первого пункта.

      Учащиеся записывают в тетради

      Комментированное чтение

      Записывают в тетради

      Объяснение учителя

      Подведение выводов

      studfiles.net

      Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 4

      Параграф 4 — ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Данилов. 7 класс

      РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI В.

      Задание 1. Заполните таблицу «Возвышение великокняжеской власти при Иване III»

      Ответ:

      Титул: Государь всея Руси

      Символы власти, придворные церемонии: Новая печать с двуглавым орлом, скипетр, держава и шапка Мономаха, появление двора и придворных чинов, введение церемонии целования руки и челобитья.

      Полномочия: Держатель верховной власти, издание законов, ведение переговоров с другими странами, объявление войны и заключение мира, чеканка монеты, возглавление войска, назначение наместников.

      Задание 2. Используя текст параграфа и Интернет, составьте схему управления Российским государством в первой трети XVI в.

      Задание 3. Заполните сравнительную таблицу

      ХарактеристикаРоссийское поместьеЕвропейский феод
      Кто наделялГосударьСеньор
      За что наделялиЗа воинскую, а позднее любую государственную службу.Выделялся только дворянам на условиях несения вассалом военной, административной или придворной службы в пользу сеньора
      Право распоряженияПомещик имеет право передать поместье по наследству, только если сын придет на службу вместо отца.

      Продажа и обмен поместья не допускается.

      Право вассала пользоваться феодом оставалось за ним только при условии несения вассалом службы в пользу сеньора.

      Феод мог быть собственностью феодала, а мог находиться только в пользовании.

      Феод мог передаваться по наследству.

      Право изъятияИзымается, если помещик прекращает службу и не передает службу сыну.

      Частично изымается, если помещик погибает на службе – вдове остается часть поместья.

      Если вассал прекращал исполнять свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод.

      Задание 4. Соедините линиями разных цветов понятия и их признаки.

      Ответ:

      Задание 5. На контурной карте разными цветами обозначьте земли, присоединенные к Великому княжеству Московскому при Иване III и при Василии III.

      Задание 6. Прочитайте текст и впишите имя государственного деятеля русской истории, которого описал С.М.Соловьёв

      Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых, бережливых предков, Иоанн III вступил на московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным, старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже лёгкий удар, чтобы дорушить его. Отношения всех частей народонаселения ко власти княжеской издавна уже определялись в пользу последней: надлежало только воспользоваться обстоятельствами, воспользоваться преданиями, доставшимися в наследство от Византийской империи, чтоб высказать яснее эти отношения, дать им точнейшее определение.

      Согласны ли вы с мнением историка? Ответ аргументируйте.

      Ответ:

      Конечно, историк прав, Иван III во многом продолжил начатое его предшественниками и довершил то, что по логике вещей должно было произойти. Однако, нельзя утверждать, что все было предопределено. Будь на месте Ивана III другой правитель, смог бы ли он воспользоваться сложившейся ситуацией, проявить нужные качества и настойчивость, принять нужные решения? Нет, история могла быть абсолютно другой. Иван III оказался именно тем правителем, который был нужен России именно в этот момент.

      Кстати, вы можете ознакомиться с продолжением приведенной фразы С.М.Соловьёва и убедиться, что он думал точно так же:

      Это новое не есть следствие его одной деятельности; но Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; Иоанну III принадлежит честь за то, что он умел пользоваться своими средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем северной Руси: расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные черты деятельности Иоанна III

      Задание 7. Впишите имена князей. Укажите, почему они вошли в историю с такими прозвищами

      Ответ:

      • Александр Невский – одержал победу над шведами в битве на Неве в 1240 году, проявив незаурядный талант полководца.
      • Иван Калита – получил прозвище за привычку носить при себе кошель с мелочью для нищих (калита – небольшая поясная денежная сумка).
      • Симеон Гордый – сумел сосредоточить власть в Москве в собственных руках, продолжив политику отца, за свою необузданность и свободолюбие получил свое прозвище.
      • Иван Красный – получил прозвище, по всей видимости, благодаря исключительной внешности («красный» от слова «красивый»).
      • Дмитрий Донской – одержал блистательную победу над Мамаем на Куликовом поле.
      • Василий Косой – за свое вероломство был ослеплен на один глаз, за что получил прозвище Косой.
      • Дмитрий Шемяка — по одной из версий, прозвище восходит к татаро-монгольскому чимэк — украшение, наряд. По другой версии, Шемяка — сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач.
      • Василий Темный – был ослеплен врагами, слепота Василия II, а также способность тщательно скрывать свои замыслы послужила основанием для прозвища Темный.

      Задание 8. Объясните значение слов

      Ответ:

      • Кормление — система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставлявшего им на время службы «корм» в денежном или натуральном (хлеб, мясо, рыба, овёс и т. п.) виде.
      • Поместье – земельное владение, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования.
      • Уезд — крупнейшая территориальная единица в объединённом Российском государстве, созданная при Василии III; в свою очередь, делилась на станы и волости.
      • Дворяне — в удельный период — служилые люди князя и бояр, заменившие дружинников; в условиях единого Российского государства — привилегированное служилое сословие, получавшее на период службы поместье от государя.

      history-gdz.ru

      Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 4

      Параграф 4. Наша Родина — Россия — Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс

      ПЕРВЫЕ ИЗВЕСТИЯ О РУСИ

      Задание 1. Составьте по тексту параграфа развёрнутый план по теме «Гипотезы учёных: происхождение народа русь».

      1. Появление варягов народа русь в Новгороде, власть в Новгороде
      2. Смерть Рюрика. Захват Олегом Киева. Княжение Игоря Рюриковича. Основание династии князей Рюриковичей.
      3. Заимствование слова «русь». Сначала русью называли народ пришельцев «из-за моря», потом — правящее и торговое сословие, а также дружину, наконец словом Русь стали называть государство.
      4. Вхождение всех племён славян в Русь. Планомерная работа первых князей по соединению территорий славянских племен под властью одного князя.

      Задание 2. Используя учебник и дополнительные источники, найдите основные версии происхождения варягов. Заполните таблицу.

      НорманистыАнтинорманистыМоя точка зрения
      Варяги — это скандинавы (свеи). Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги — представители более развитого мира. Они были образованнее и организованее славян.Варяги — западнославянское племя с берегов Балтийского моря. Славянская принадлежность народа русь (россы) доказывалась через тождество их пруссам. Древнерусское государство сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяги лишь влились в местный процесс образования государства. Варяги стояли на той же стадии общественного и культурного развития, что и восточные славяне, поэтому они не могли принести на Русь ни более высокой культуры, ни государственности.Я считаю, что нет достаточных оснований однозначно считать русов скандинавами, германцами или славянами. Скорее всего, это племя образовалось в результате многочисленных смешений, вобрав в себя и скандинавские, и славянские, и германские корни. Основание – в «Повести временных лет» народ русь выделяется как самостоятельный в потомстве Иафета. Также там говорится о том, что русь разговаривала на одном языке со славянами. 

      Задание 3. С помощью учебника и Интернета выясните, можно ли с помощью современных археологических данных решить спор норманистов и антинорманистов. Свой ответ аргументируйте.

      Я считаю, что археологические находки не дают достаточного основания утверждать о родине «пришельцев из-за моря». Археологи обнаружили следы поселений в районе Ладоги скандинавского типа. Однако, найденные украшения, глиняная посуда, дома-пятистенки и оружие было распространено не только в Скандинавии, но и у славян на южном берегу Балтийского моря, а значит найденные поселения у Ладоги вовсе не обязательно именно скандинавские. Они могут быть и южнобалтийскими. К тому же не найдено никаких свидетельств ведения скандинавами торговли дальше северных территорий Руси, а это значит, что по торговому пути «из варяг в греки» плавали совсем не скандинавы.

      Задание 4. На контурной карте отметьте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу, Новгород. Напишите названия крупнейших рек.

      history-gdz.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о